+7(916)629-99-63

Весна в Карфагене. Вестник Замоскворечья. № 18, 2003

21.05.2015

Новые дни редко приносят нам подлинные произведения искусства. А может быть, шедевры и не появляются слишком часто - тогда они и не были бы шедеврами.

Присуждение роману Вацлава Михальского "Весна в Карфагене" Государственной премии по литературе за этот год доказало мне, что в нашем государстве еще возможна справедливость. Автор более сорока известных только в литературных кругах произведений сознательно "задвигался" литературным начальством почти полвека на критическую обочину. Слишком это понятная вещь - зависть к талантливым и умным романам. Но теперь ситуация переломилась и вот уже в библиотеках вовсю спрашивают продолжение - новый роман "Одинокому везде пустыня".

Я терпеть не могу, когда критики рассказывают содержание произведений - хороший читатель хочет сам ознакомиться с интересной книжкой и дать ей собственную оценку.

Но намекну, что это повествование о сильных русских характерах.

Мария Александровна - главная героиня романов "Весна в Карфагене" и "Одинокому везде пустыня" - была заброшена жизнью в далекий Тунис. Тунис - кто не помнит, находится на севере Африки. Именно туда пришли русские корабли под командованием Врангеля и там основали русскую колонию. Во многих произведениях показано, как бедствовали наши эмигранты, как жизнь заставляла их идти в горничные и таксисты. Но не все же были только привратниками… У нас как известно были и Рахманиновы, и Шаляпины, и Бунины… Вот из такой породы героиня романа Вацлава Михальского. Она и талантливый математик (ее приглашают на работу в ведущий парижский банк), она и изумительный художник, именно ее картина "Весна в Карфагене" дала название первой части книги. Многогранный характер Марии Александровны проявляется и в умении одеться из ничего так, что ее замечает сама Коко Шанель, и в щедрой русской благотворительности - она построила на свои деньги православный храм в Тунисе. У романа был реальный прототип, замечательная русская интеллигентка, всю жизнь прожившая в русской колонии в Тунисе. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать в ближайшие годы туристский бум в Тунис. Если наш страстный читатель оценит роман по достоинству - он рванет туда с книгой в руках как с путеводителем.

Вацлав Михальский часто встречается с читателями и происходит это не на тусовках, а там, где живет литература - в тиши библиотек.

Татьяна Драгныш (Аргументы и факты). Весна в Карфагене. Вестник Замоскворечья. № 18, 2003.